.

Учитель- логопед
Мищенко
Лариса Викторовна
Упражнение на релаксацию
Пусть всегда будет солнце! И.п. – о.с.
Пусть всегда будет небо! Подняться вверх на носки, руки вверх
Пусть всегда будет мама! Вернуться в и.п.
Пусть всегда буду я!
С - С’
Катились колёса, колёса, колёса. Бег по залу
Катились колёса все влево, Боковой галоп, правое
Все косо. Плечо вперёд.
Скатились колёса на луг под откос, Обычный бег.
И вот что осталось от этих колёс.
Аффрикаты
Ч
«Яблочки»
Веточка на яблоне склонилась от печали. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль
Туловища. 1 – наклоны туловища
Яблочки на веточке висели и скучали. вправо-влево. 2 – руки вперёд, вверх,
вперёд. 3 – наклоны туловища вправо-
Девочки и мальчики ветку раскачали. влево, руки через стороны вверх. 4 –
Прыжки на двух ногах на месте.
Яблочки о землю звонко застучали.
***
Мы мячик поднимаем, Упражнение для занятия по теме
Мы мячик опускаем, «Школа мяча».
Мы мячик об пол бьём!
Устали – отдохнём!
Чики - чики, чикалочки! Руки вперёд, прыжки попеременно на
Едет гусь на палочке, правой, на левой ноге.
Уточка на удочке,
Петушок на будочке,
Зайчик – на тачке,
Мальчик – на собачке.
***
Чок – чок – чок, Хлопки в ладоши.
Руки на бочок. Руки на пояс.
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики, Прыжки на месте. Ходьба на месте с
Ножками топочут, высоким подниманием коленей.
Весело хохочут.
Малоподвижная игра «Чижик»
Чижик в клеточке сидел. Дети ходят по кругу. Один ребёнок,
Чиж печально песни пел: изображающий чижика, находится
- Миленькие деточки, в центре круга.
Откройте мою клеточку. Имитация движений по тексту.
Чу – чу – чу, Чу – чу – чу,
Я на воле жить хочу.
Дети клетку открывают,
Чижа на волю выпускают.
***
Чи – чи – чи – Три хлопка, руки в стороны, махи
Чёрные грачи. руками. Три хлопка. Руки на пояс,
Чок – чок – чок – топотание ногами.
Чёрный каблучок.
Ц
«Цапля»
Очень трудно так стоять, Дети стоят на одной ноге, руки в
Ножку на пол не спускать стороны. То же на другой.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
***
Цок – цок – цок Дети выполняют подражательные
Мы скачем по дорожке, движения, произнеся стих.
Сменяя часто ножки.
Поскакали, поскакали,
А потом, как аист, встали.
Подойдите, посмотрите!
То уже не аист-птица,
То лягушечка-квакушечка
«Ква – ква – ква!» - кричит подружкам.
Цок – цок – цок –
Проскакал я, сколько смог.
Шипящие звуки
Ш
Носом – вдох, Дыхательная гимнастика во время
А выдох ртом, ходьбы по площадке.
Выдыхаем дольше, дольше,
А потом
Шаг на месте, не спеша.
Как? Покажем малышам.
***
Ну, так что ж, ну так что ж, Ходьба на месте. Поставить правую
Много есть у нас калош. Ногу на пятку. Руки развести в сторо-
ны. Руки на пояс, попрыгать. Бег
Надевай ловчей калошки, на месте или имитация прыжков
Побежали наши ножки. Через лужу.
***
Мы по лесу шли, шли, шли Дети изображают прыгающую
лягушку, улетающих напуганных
Только шишку нашли. Комаров и мошек.
Дети дальше побежали
И лягушку повстречали.
Лягушка – попрыгушку –
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки.
***
По ровненькой дорожке, Ходьба по площадке.
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки
По пням, по кочкам. Прыжки на двух ногах с продвижением
По камушкам, по камушкам. Вперёд.
В ямку – бух!
«На опушке»
Шум и гомон на опушке, И.п. – о.с.
Пляшут шмель и мошки, Руки в стороны.
Шаловливые лягушки
Не жалеют ножки. Прыжки на двух ногах в приседе.
Пляшет мишка от души, Ходьба на внешней стороне стопы.
Пляшут даже кошки, Лёгкие прыжки на носках.
А мышата-малыши Хлопки в ладоши.
Хлопают в ладошки.
Ж
Я – жук, Плавное размахивание руками,
Я – жук, я тут живу. Ритмичное переступание ногами.
Я все жужжу, жужжу, Руки на плечи, «пожужжать».
Жужжу: ж-ж-ж… Повороты влево - вправо, с вытянутыми
Кружу над лесом и кружу… руками в стороны. Руки на пояс,
Или на листике сижу… пружинистые приседания.
И не тужу, и не тужу. Прыжок вперёд, руки в стороны.
Я – жук, Бег по площадке.
И потому жужжу:
Ж-ж-ж-ж…
***
Надо мячик нам поймать Дети, подбрасывая мяч, произносят
Чью-то песенку узнать. четверостишие.
Песня прячется в словах.
Может, песня о жуках?
Ж-ж-ж-ж.
***
Жу – жу – жу - Три хлопка. Шаги с высоким подниманием
На лужок хожу. коленей.
Жу –жу – жу - Три хлопка. Присесть, ладони поднести
На жуков гляжу к глазам.
Жок – жок – жок - Три хлопка. Руки в «замке» над головой
У меня флажок.
Щ
Щука в омуте жила, Руки в стороны, вверх, вниз, ладони
Щёткой воду мела, вместе, «повилять хвостом».
Щи готовила гостям, Присесть, ладони вместе, «повилять
Угощение лещам. хвостом»
***
Ща – ща – ща - Три хлопка над головой. Шаги с высоким
Коля ходит без плаща. подниманием коленей.
Щи – щи – щи - Три хлопка за спиной. Присесть,
Щиплем щавель мы на щи. движения имитирующие сбор щавеля
ВоШ – Ж
Медвежата в чаще жили, Дети имитируют игры медвежат
Головой своей крутили: согласно тексту.
Вот так и вот так,
И ещё эдак, ещё так.
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали:
Вот так и вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили:
Вот так и вот так
Они из речки воду пили.
А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали:
Вот так и вот так
Дружно лапы поднимали.
Щ , Ж , Ч
Дождик, дождик, что ты льёшь? Под речевое сопровождение дети
Погулять нам не даёшь. Приседают постепенно. Когда
Дождик, дождик, полно лить, полностью сядут на носки, после слов
Деток, землю, лес мочить. «поскачем» прыгают на двух ногах.
После дождика на даче
Мы по лужицам поскачем.
Свистящие и шипящие звуки
С – З , Ш – Ж
Подвижная игра «Зайки»
Ножками затопали, Дети выполняют все имитационные Зашагали по полу. движения, используя мимику.
Наклонились, сели,
Потом встать сумели.
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит..
Зайке холодно сидеть –
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять –
Надо зайке поскакать.
Мишка зайку испугал,
Зайка – скок и убежал.
Прискакали на лужок.
Щиплют щавель,
Травку кушают,
Длинным ушком слушают: Не идёт ли волк?
С – Ч
Пальчиковая гимнастика
Ты носочки поднимай, И.п.: сидя на полу,
Руки сбоку.
Ты носочки опускай. Ноги прямые параллельно.
В кулачок ладонь сожми, Руки в упор сзади.
Кулачками постучи. Сжать кулачки и друг об друга
Сейчас, девочки и мальчики, постучать. Положить ладошки на
Отдыхать будут ваши пальчики. колени.
***
Поезд мчится и свистит, Оздоровительный бег.
И колёсами стучит. Дети произносят слова во время
Я стучу, стучу, стучу. Спокойного бега.
Всех до дачи докачу.
Чу – чу – чу, чу- чу – чу –
Всех до дачи докачу.
З – Ч
Заинька, поскачи! Прыжки на двух ногах.
Заинька, поскачи!
Вот как, вот как, поскачи!
Заинька, попляши! Прыжки с поворотами вокруг оси.
Вот как, вот как, попляши!
Заинька поклонись! Наклоны вперёд.
Вот как, вот как, поклонись.
С – Ш
Мы шагаем по сугробам, Имитация движений под речевое
По сугробам крутолобым. Сопровождение.
Поднимай выше ногу.
Проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём,
А потом гулять пойдём.
***
Мишка с куклой Имитация движений под речевое
Бойко топают: сопровождение
Раз, два, три.
И в ладоши звонко хлопают:
Мишке весело, очень весело,
Машет мишка головой.
Кукле весело, тоже весело,
Очень весело: ой, ой, ой!
Йотированные звуки
Й
У медведя дом большой, Встать на носки, руки прямые,
Соединить над головой.
А у зайки маленький, Присесть на носки, руки низко
Над полом.
Наш медведь пошёл домой - Ходьба на внешней стороне стопы.
Поскакал и заинька. Прыжки на двух ногах.
«Школа мяча»
Мячик мой, лети далеко, Дети, бросая мяч об пол и догоняя его,
В пол ударься посильней! Произносят речёвку.
По полу катись смелей!
Й – Е
Едем, едем, долго едем. Оздоровительный бег.
Очень длинен этот путь. Дети сами произносят слова во время
Когда к лесу мы подъедем, бега.
Там мы сможем отдохнуть.
***
Едем, едем, долго едем. Бег по площадке друг за другом.
На машине легковой.
Въехали на горку – хлоп. Присесть, хлопнуть в ладоши.
Колесо – спустилось - Встать, ритмично хлопнуть
Стоп, стоп, стоп! Над головой (3 раза)
Сонорные звуки
Л
Самолёты загудели, Руки согнуты в локтях перед грудью,
кисти сжаты в кулачки, имитация
заведения мотора.
Самолёты полетели. Руки в стороны, бег по площадке.
На полянку тихо сели, Присесть, руки в стороны.
Да и снова полетели. Руки в стороны, бег по площадке.
Подвижная игра «В лес пойдём»
За малиной в лес пойдём, Дети идут в хороводе, взявшись за
в лес пойдём. руки.
Спелых ягод наберём, Идут по кругу, обеими руками
наберём. Собирают воображаемые ягоды.
Солнышко на дворе, Встают лицом в круг, тянутся руками
А в лесу тропинка. вверх; потом пальцами дотрагиваются
Сладкая ты моя, до «тропинки», сделав наклон.
Ягодка – малинка Бегут по кругу, взявшись за руки.
***
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в бок. Ноги на ширине плеч.
Наклонились вправо, влево, Руки на пояс.
Вправо, влево … Наклоны вправо-влево.
Получается на славу,
Молодцы!
Вправо-влево, вправо-влево…
***
Летом дети плавали, Имитация плавания.
Бегали, Бег по площадке.
Гуляли. Ходьба по площадке.
Летом дети прыгали, Прыжки на месте на двух ногах.
А после отдыхали. Ходьба на месте.
***
Ла –ла - ла - Имитация подметания пола.
Мила пол мела.
Лу – лу – лу - Имитация пилки дров.
Слава взял пилу.
Ул – ул – ул - Приседание, ладони под щеку.
Михаил уснул.
***
Эй, лошадки, все за мной! Руки вперёд.
Поспешим на водопой. Пружинистые движения ног.
Вот широкая река, Плавное разведения рук в стороны.
В ней холодная вода. Наклоны вперёд.
Пейте!
Хороша водица! Поочерёдное притопывание то левой,
Постучим копытцем! То правой ногой. Прыжки на месте.
Эй, лошадки, все за мной.
Поскакали домой. Гоп-гоп-гоп!
***
Физзарядкой ей не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки, прыгнув влево, Прыжки вправо-влево.
На сучок она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом… Кружение на носках вправо-влево.
Влево - вправо целый день
Прыгать белочке не лень.
***
Конь меня в дорогу ждёт Педагог читает речёвку, дети
Бьёт копытом у ворот. Выполняют подражательные
На ветру играет гривой движения лошадки.
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу,
Не поеду – полечу.
Р
Туки – туки, туки – тук! И.п.: ноги на ширине плеч,
Рубят вместе много рук. Руки в «замке».
Ты, капуста, рубись! Дети выполняют имитационное
Ты, капуста, солись! дыхательное упражнение «Дровосек»
Туки – туки, туки – тук -
Рубят вместе много рук!
«Заяц Егорка»
Заяц Егорка Дети бегут по кругу, взявшись за руки;
Свалился в озерко. В центре на корточках сидит ребёнок.
Бегите под горку! Дети подбегают к ребёнку в центре
Спасайте Егорку! круга и помогают ему встать.
«Самовар»
Самовар на нас сердит, И.п.: ноги на ширине плеч, руки на
пояс.
Паром дышит и ворчит: 1 – руки в «замке»
«Не хочу работать даром, 2 – поднять руки вверх.
Дайте щепок самовару!» 3 – рывком руки вниз, произнести
«ух!» ; наклон туловища вперёд, вниз;
4 – вернуться в и.п.
***
На дворе дрова И.п. : ноги на ширине плеч, руки на
пояс.
Топорами рубят 1 – руки в «замке»
Два дровосека, 2 – поднять руки вверх.
Два дроворуба. 3 – рывком вниз, произнести «ух!» ;
Наклон туловища вперёд, вниз;
4 – вернуться в и.п.
***
Ра – ра – ра - Три хлопка.
Высокая гора. Руки вверх.
Ры – ры – ры - Три хлопка.
Летают комары. Руки в стороны, махи руками.
Ир – ир – ир - Руки над головой, ритмичные хлопки.
Мы все за мир.
***
Считалочка
Мы красавицы матрёшки, Имитация движений под считалочку.
Разноцветные одёжки.
Раз – Матрёна.
Два – Малаша,
Мила – три.
Четыре – Маша.
Маргарита – это пять.
Нас не трудно сосчитать.
Р’
Раз, два, три, четыре… И.п. – о.с.
Руки выше, ноги шире! 1 – поднять руки вверх, ноги прыжком
на ширину плеч.
Влево, вправо поворот, 2 – руки в стороны, поворот
вправо-влево.
Наклон назад, 3 – руки на пояс, наклон назад.
Наклон вперёд! 4 – наклон вперёд ; вернуться в и.п.
***
Тра – ра, тра – ра - Руки на пояс, присесть 2 раза.
Ушли кони со двора,
Кучера их всех поймали, Через одного дети проскакивают и
Крепко – крепко привязали. Помогают друг другу встать.
Тпру, тпру! Руки назад и «скачут».
Л – Л’
Пилят пилы, пилят пилы Два «пилящих» движения.
Целый день, целый день. Два наклона вперёд.
Пилят пилы без умолку, Два «пилящих» движения.
Пилят пилы дуб и ёлку. Два наклона влево – вправо.
«Гантели»
Я не слаб, я не мал - И.п. – о.с. : руки вдоль туловища.
Я гантели поднимал! Руки к плечам, пальцы сжать в
Кулачки.
Ну сначала еле-еле… Руки вверх, пальцы разжать.
Но потом заметил сам, Вернуться в и.п.
Что теряют вес гантели
Не по дням, а по часам.
***
Мы – листики осенние, Имитация движений под речёвку.
На веточках сидели.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покрутил
И на землю опустил.
Л – Р
Можно использовать в виде малоподвижной игры, где дети делятся на две команды: первая – вороны, вторая – собаки.
Возле ёлочки зелёной Медленные прыжки со взмахами рук.
Скачут, каркают вороны: Стоять, хлопая руками себя по бёдрам.
Кар! Кар! Кар! Кар! Боксирующие движения.
Из-за корочки подрались, Стоять, хлопая руками себя по бёдрам.
Во всё горло разорались: Медленный бег на месте.
Кар – кар! Кар – кар! Взмахи разведёнными в стороны
Вот собаки прибегают руками.
И вороны улетают.
***
По грибы ходила Алла, Использование мимики, жестов,
Гриб красивый выбирала, движений.
Собрала, как на подбор:
Что ни гриб – то мухомор.
***
Ай люли, ай люли! И.п. : ноги на ширине плеч, руки на
поясе.
Наши руки мы сплели. Наклоны туловища вправо – влево.
Мы их подняли повыше, Подняться на носки, руки вверх,
Получилась красота! Сомкнуть над головой.
Получились непростые, Вернуться в и.п.
Золотые ворота.
«Вороны»
Вот под ёлочкой зелёной Дети бегают, размахивая руками,
Скачут весело вороны. как крыльями.
«Кар – кар – кар!» - (громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
Кар – кар – кар! (Громко.)
Только к ночи умолкают Садятся на корточки, руки – под щеку,
И все вместе засыпают : «засыпают».
Кар – кар – кар! (Тихо.)
Р – Л
Раз и два, раз и два - Дети имитируют движения –
Дед Кирилл пилил дрова. распиливание дров.
Два часа пилил Кирилл,
Два полена распилил.
Р – Р’, Л – Л’
Скачет лягушонок. Прыжки «лягушонка»
Ква – ква – ква! С продвижением вперёд.
Плавает утёнок.
Кря – кря – кря! Ходьба в полуприсяде, руки в стороны.
Все вокруг стараются, Ходьба по площадке.
Спортом занимаются!
Быстрая синица, руки в стороны, махи руками.
Тюр-лю, тюр-лю-лю.
В воздухе резвится,
Тюр-лю, тюр-лю-лю.
Смешиваемые звуки
Н
«Ножки»
Похлопаем в ладошки, Все слова дети сопровождают
Пусть попляшут ножки, движениями.
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке…
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
Где мы живём.
Ножки накрест – опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу «Вставай!» -
Им рукой не помогай.
Ножки вместе, ножки врозь,
Ножки прямо, ножки врозь.
Ножки здесь и ножки там.
Что за шум и что за гам?
Р’ – Л’
Раз-два, раз-два - Использовать речёвку во время бега.
Замелькали пятки.
Как чудесно босиком
Бегать на зарядке!
Умеют все ребятки И.п. – о.с.
С носочков встать на пятки. 1 – подняться на носках, перекат на пятки,
затем опять подняться на носки.
Вдохнуть и потянуться, 2 – вдох, руки через стороны вверх.
Присесть и разогнуться. 3 – присесть, руки на пояс.
Вот так, вот так 4 – вернуться в и.п.
Присесть и разогнуться.
С – З
Подвижная игра «Зайцы в огороде»
- Зайки, где вы пропадали? Дети изображают зайцев,
- Мы в капусте отдыхали. грызущих капусту в огороде, а педагог
- сердитую хозяйку.
- А капусту вы не ели? Трясутся от страха.
- Только носиком задели. Разбегаются по площадке.
- Вас бы надо наказать.
- Так попробуй нас догнать.
Ч – Щ
Считалка «Синий кит»
Завтра с неба прилетит Имитация движений считалки.
Синий – синий, синий кит!
Если веришь – стой и жди,
А не веришь – выходи!
С – З , Ц – Ч
Забежали как-то в сад Имитация движений под стих.
Десять маленьких цыплят,
Завела их с улицы
Мать – наседка-курица.
Ты ошиблась улицей,
Хоть наседка – умница.
Это славный детский сад
Для детей, не для цыплят.